Казалось бы, что сложного может быть в деле управления двухколесным транспортным средством? Знай себе крути педали, регулируя скорость движения по своему усмотрению. Но, как показывает практика, не все так просто обстоит с вопросом переключения скоростей. Новичку, который только обзавелся велосипедом, порой бывает весьма затруднительно самостоятельно разобраться с вопросами регулировки скоростей. Между тем, освоить эту науку можно достаточно быстро.
Наиболее частой ошибкой, которую допускают новички, является выполнение переключения передачи под нагрузкой. Такая манипуляция неизменно приводит к сокращению рабочего ресурса звезд системы и велосипедной цепи. В некоторых случаях неправильное переключение скоростей может стать причиной выхода из строя переключателя передач.
Во избежание быстрого износа ходовых частей двухколесного транспортного средства бывалые велосипедисты рекомендуют немного замедлить вращение педалей непосредственно перед переключением скорости. После переключения передачи, можно вновь крутить педали в полную силу.
Подавляющее большинство моделей современных велосипедов производители оснащают цепной трансмиссией. Принцип ее работы прост, как и все гениальное: сила ног велосипедиста через педали передается на ведущие звезды и шатуны системы, приводя в движение цепь, которая располагается на ведомых звездах кассеты колеса. В данном случае переключение скорости велосипеда осуществляется в результате того, что цепь попросту перескакивает со звезды одного размера на звезду другого размера.
рис.1. переключатель передач скоростей на велосипеде
Читайте также на СпортЗум.ру: Как похудеть с помощью велосипеда — способы похудения при помощи ежедневных велопоездок
Невыполнение этих элементарных правил неизменно может привести к перекосу цепи велосипеда.
Минимизировать риск деформации цепи велосипеда можно одним способом – необходимо правильно переключать передачи, выбирая оптимальную скорость передвижения в зависимости от характеристик местности. Перекос цепи возникает только в том случае, если, к примеру, одна из звезд стоит на позиции №1, а вторая звезда на позиции №7. В этом случае, элементы цепи во время движения на своем пути задевают абсолютно все, что можно задеть. Результат таких манипуляций плачевен – неравномерная нагрузка на элементы цепи приводит к ее быстрому износу и выходу из строя переключателя передач.
Предлагаем вам ознакомиться со схемой, на которой наглядно показано какие именно скорости могут сочетаться друг с другом.
рис.2 схема сочетания скоростей
У вас все еще остались вопросы относительно правил переключения скоростей на велосипеде? Рекомендуем просмотреть данный видео-ролик:
(70 голос., средний: 4,80 из 5) Загрузка...sportzoom.ru
Все действительно современные велосипеды комплектуются большим количеством скоростей, которые существенно упрощают процесс катания. Разные передаточные числа позволяют изменять скорость в зависимости от рельефа, загруженности дороги или банальной усталости райдера. Но чтобы все это оказывало практическую пользу, необходимо понимать, как переключать скорости на велосипеде, и делать это правильно.
На старых туристических и шоссейных велосипедах, еще до изобретения технологии индексного переключения оно осуществлялось при помощи обычных рычагов, туго закрепленных на нижней трубе рамы – фрикционных манеток и, если честно, требовало немалого опыта для четкой и отзывчивой работы. Современные городские велосипеды встречаются и с одной передачей, особенно модными они стали несколько лет назад и даже обзавелись собственным названием – Single Speed.
К городским также относятся полноценные шоссейные велосипеды – легкие, мобильные, с колесами 700х19-35с и очень высоким передаточным числом, они предназначены для езды по подготовленному покрытию и способны развивать довольно большую скорость.
На истинном шоссейном велосипеде переключать скорости, как на байках с триггерами, не выйдет. Дело в том, что спортивные шоссейники комплектуются не обычными манетками, а моноблоками, чаще именуемыми пистолетами. Здесь переключение происходит при помощи тормозной ручки, которая, помимо прямого нажима, может еще и отклонятся во внутреннюю сторону руля. Таким образом, передача на кассете понижается. Повысить ее можно отдельным рычагом, находящимся под большим пальцем.
Действительно универсальными велосипедами выступают кросс-кантрийные байки. На них и по городу ездить удобно, и брусчатки они не боятся, да и за городом накататься можно в удовольствие. На КК велосипедах, в отличие от городских, передач устанавливают несколько больше. На бюджетном кросс-кантрийном велосипеде по меньшей мере 21 передача (3 спереди и 7 сзади), а на продвинутых моделях около 30. В обиходе для обозначения количества скоростей часто используют только характеристику кассеты. Так, байк с набором 3/10 можно назвать 10 скоростным велосипедом.
На хардтейлах присутствует довольно большое количество разных передаточных чисел для комфортной езды как по городу, так и по пересеченной местности, причем благодаря отсутствию амортизаторов сзади практически вся энергия педалирования направлена на разгон велосипеда.
На КК байки устанавливают либо триггерные манетки, либо грипшифты (на очень дешевые модели, чаще китайские или детские). Первые намного удобнее и выносливее, при этом охватывают больший диапазон передач (7-12), в отличие от грипшифтов (8 максимально).
У флагманов велоиндустрии встречаются самые разнообразные трансмиссии. На горных моделях набор чаще всего имеет одну звезду спереди и 11-12 сзади, некоторые элементы выполнены из карбона и титана. Узконаправленные велосипеды для стрита, BMX, триала и подобных вовсе не имеют скоростей, а сзади обычно установлен драйвер на 8-10 зубов.
Кроме стандартных механических трансмиссий, встречаются и электронные переключатели скоростей. Они управляются автоматически или такой же манеткой, но пока не пользуются большой популярностью ввиду огромной цены и сложного обслуживания. Трос для переключения скоростей на велосипедах с такой трансмиссией не используется.
Стоит отметить, что каждый тип велосипеда имеет свои передаточные числа, которые помогают решению именно его задач. Поэтому устанавливать шоссейные шатуны на велосипед для дерта будет не совсем хорошая идея.
С типами велосипедов и их системами переключения разобрались. А как переключаются передачи на велосипеде с технической точки зрения?
Со времен выхода первых индексных манеток, сам принцип их работы никак не поменялся. Конечно, современные трансмиссии намного четче и отзывчивее, но, тем не менее, это те же индексы и тот же трос. Переключатель скоростей на велосипеде на руле называют манеткой. Она управляет задним переключателем, а он, непосредственно, перемещением цепи на звездах. Такая система называется механической и сильно зависит не только от переключателя и манетки, но и от качества троса, который соединяет эти два элемента.
Существует два типа троса на велосипеде: для переключения скоростей и торможения. От качества исполнения первого напрямую зависит скорость и четкость работы суппорта. А тормозного тросика может и не быть вовсе, поскольку в старших моделях байков он обоснованно заменяется гидролиниями.
Среди всех производителей, переключатели скоростей Shimano, являются одними из самых знаменитых и совершенных запчастей. Конкуренцию им может составить только Sram. Японцы уделяют достаточно внимания как начальным группам, так и профессиональным наборам оборудования, которые отлично сочетаются с крутыми гоночными рамами.
Помимо всем знакомых внешних переключателей (в виде болтающейся лапки на заднем колесе), существует еще один довольно распространенный тип коробки передач – планетарные втулки. Механизм работы таков, что система шестерней с набором разных передаточных чисел размещается в корпусе задней втулки. Такая конструкция очень хорошо защищена от грязи и влаги, что позволяет ей работать много лет даже без специального обслуживания.
В качестве переключателя скоростей на Shimano Inter 3 и большинстве втулок Sram используется кликбокс. Если присмотреться, с правой стороны рамы, на оси заднего колеса можно заметить подводку из троса или пластиковую коробочку на гайке – это и есть кликбокс. Он управляет шестернями внутри, а сам управляется манеткой. Переключатель скоростей на руле на велосипеде с планетаркой визуально ничем не отличается от грипшифт, но при этом имеет набор других индексов и поэтому не совместим с обычными трансмиссиями.
На некоторых втулках, например, Sasch S7 и в целом всех версий тех втулок, для переключения приходилось действовать так:
Если же не бросить вращение, то передача не сменится. В Shimano Inter и Sturmey Archer такой особенности нет.
Поломки в трансмиссии случаются во много раз чаще, чем с другими компонентами, а иногда и во время переключения может возникнуть ряд проблем:
Все вышеперечисленные симптомы могут указывать на неисправность переключателя или манетки, но в некоторых случаях это может быть спровоцировано простым обрывом троса. Зачастую к неправильному переключению приводит повреждение или сброс настроек дерайлера. Поправить это можно в считанные секунды самому, даже без инструментов, просто выкрутив настройку тросика на манетке или возле переключателя на несколько оборотов. Кроме того, переключатели часто принимают на себя все боковые удары и покорно терпят ваше небрежное отношение к выбору скоростей.
Для качественного переключения на трансмиссиях низкого и среднего ценового диапазона рекомендуется не делать следующее:
Теперь давайте окончательно разберемся, как переключать скорости на велосипеде в разных ситуациях. Помимо этого, изучим некоторые особенности и секреты управления переключателями, а также хитрости по уходу за трансмиссией.
Если постоянно соблюдать хотя бы некоторые правила переключения скоростей на велосипеде, можно существенно продлить жизнь трансмиссии. Многие, не задумываясь, дергают рычажки на манетках. Делать этого категорически не рекомендуется, поскольку сильно страдает каждый компонент привода.
Вот некоторые советы по правильному и безопасному использованию всех скоростей вашего байка:
В целом, если скорость и рельеф позволяют, старайтесь думать на шаг вперед, когда воткнуть скорость повыше, а через сколько сбавить обороты.
Многих начинающих райдеров также интересует, какие скорости на велосипеде необходимо использовать чаще, а какие не стоит трогать вообще. На этот вопрос, к сожалению, точно ответить невозможно, поскольку все трансмиссии и люди разные. Кому-то нравиться быстрая и агрессивная езда, кому-то более размеренная, подальше от грязи и экстрима, а соответственно, и наборы используемых скоростей будут совершенно разными.
Одно можно сказать точно: в 80 % случаев обычные пользователи практически не пользуются левой манеткой, а просто выставляют вторую передачу и едят до тех пор, пока не сотрется звезда. Действительно, набор 2/* (где * – любая передача кассеты) очень популярен, поскольку содержит большинство самых используемых передаточных чисел, но стоит пользоваться и другими скоростями для продления срока службы трансмиссии
Ничего так не обеспечит четкое и плавное переключение скоростей на велосипеде, как правильный уход за трансмиссией. Периодически анализируя состояние комплектующих, можно избежать большинства проблем, тем самым продлив жизнь компонентам.
Самый простой вариант обслуживания – посещение велосмастерской. Проводите хотя бы профилактические работы или, если есть желание и средства, сезонное ТО. Впрочем, ухаживать за запчастями можно и дома, не имея при этом опыта.
По сути, все обслуживание трансмиссии заключается в своевременной замене троса, смазке и чистке цепи и обновления настроек. Для велосипедных цепей существует масса разнообразных чистящих средств и специальных моек. Так что вымыть и смазать компоненты можно, даже не загрязнив руки. Вычистить задний переключатель скоростей на велосипеде, не снимая, можно при помощи компрессора и чистящего средства для тормозов, а руководство по замене тросика не найдет разве что очень ленивый человек.
Конечно, таким образом добиться идеального и точного переключения на Turney или дешевых MicroShift вряд ли получится, но вот несколько улучшить работу – запросто.
fb.ru
Практически все современные велосипеды оснащены большим количеством скоростей. Бытует мнение: чем больший диапазон скоростей имеет велосипед, тем он лучше. Всё это, конечно, так, но для тех, кто впервые сел на скоростной байк и не знает, как правильно переключать передачи на велосипеде, эта функция бывает бесполезна. Чтобы оценить все преимущества этой функции по достоинству, нужно понять, что это вообще такое, и усвоить основные правила.
Число передач определяет количество звёздочек на переднем и заднем колёсах. Определить число скоростей на своём байке не составит труда. Нужно посчитать количество звёздочек на переднем колесе (в основном их бывает от одной до трёх), а затем сосчитать их на заднем (как правило, их больше, чем на переднем). Посчитанные цифры между собой перемножить. Полученное число и есть количество скоростей, заложенных в велосипед.
Основная масса моделей, выпускаемых сегодня, оснащается двумя переключателями — передним и задним. Переход с одной скорости на другую осуществляется через манетки, находящиеся на руле. Левая отвечает за передний переключатель, правая — за задний. Принцип работы переднего переключателя отличается от работы заднего. Передний только двигает цепь с одной звезды на другую. Основная функция заднего — регулировка натяжения цепи, длина которой меняется при переходе с одной звезды на другую.
Прежде чем узнавать, как правильно переключать скорости на велосипеде, необходимо понять, для каких целей это вообще используется. Дело в том, что изменение скорости позволяет менять темп передвижения байка, подстраивая его под конкретные условия дороги. При этом силы велосипедиста должны расходоваться оптимально.
В тех случаях, когда вращение педалей начинает требовать приложения большей силы, передачу стоит понизить, если же, наоборот, педали не требуют никаких дополнительных усилий — повысить. Вместе с тем обязательно должна сохраняться нагрузка на ноги, иначе силы будут тратиться впустую и велосипедист будет быстро уставать.
Новичкам следует усвоить ряд простых правил, направленных на верное использование возможностей изменения трансмиссии при движении:
Чтобы понять, как правильно сочетать передачи, необходимо в первую очередь разобраться в их нумерации. В байках, на сегодняшний день выпускаемых производителями, передняя трансмиссия имеет стандартный набор, включающий в себя три звёздочки. За первую передачу (или низшую) отвечает самая маленькая по размеру звёздочка, за вторую — средняя, а самая большая звёздочка относится к третьей. В отношении звёздочек на заднем колесе работает другая система нумерации: самая большая соответствует низшей (первой) передаче, а наименьшая — самой высокой.
Первая передняя трансмиссия рассчитана на езду по болотистой местности, песку и грязи. Диапазон задней трансмиссии должен составлять при этом от одного до пяти (в зависимости от возможностей, заложенных в велосипед, эта цифра может доходить до семи).
Для езды по поверхности, имеющей слабый рельеф, некачественному дорожному покрытию или грунтовой дороге рекомендуется использовать среднюю переднюю трансмиссию. Задняя же должна находиться в диапазоне от 2 до 6 (или 8, если позволяют возможности байка).
Третья трансмиссия подходит для езды по качественному асфальту, который позволяет развить высокую скорость. Задняя — не меньше четвёртой.
Для новичков освоение основ перехода с одной скорости на другую кажется сложным. Однако постоянная тренировка доведёт в итоге это всё до автоматизма и позволит в полной мере насладиться всеми преимуществами настоящей функции.
aktsport.ru
Что дает нам большое количество передач? Возможность обеспечить себе наиболее комфортное и приятное катание на любом рельефе. Например, велосипедист с 18 скоростями на подъеме может ощутить, что пониженная передача дает тяжелое педалирование, а более высокая – завышенный каденс (частота вращения педалей). При этом у велосипедиста с 27 скоростями будет возможности подобрать для себя идеальную скорость, при которой подъем в гору пройдет без лишних усилий. Однако нужно понимать, что от количества скоростей прямо пропорционально растет и стоимость самого велосипеда, поэтому если вы планируете кататься по городу или на даче (там, где ландшафт не сильно изменяется), вам вполне хватит 18 и 21 скорости. При катании по пересеченной местности с холмистым ландшафтом, для занятий спортом лучше выбирать модели с 24, 27 и 30-скоростной трансмиссией. Чем больше скоростей у велосипеда, тем обычно выше и качество навесного оборудования, но и выше конечная цена велосипеда.
Чтобы велосипед служил вам верой и правдой долгие годы, важно не пренебрегать некоторыми важными правилами. Вначале нужно правильно выбрать переднюю передачу, а затем скорректировать передачу задним переключателем. Первая передача оптимальна для подъема в гору, езде по песку и грязи для экономии ваших сил и энергии. Вторая передача – для езды по неровной местности с небольшими подъемами. Третья передача – для города и ровного асфальта. Правильно выбирая передачу, вы сможете избежать усталости во время длительных велопрогулок, избежать боли в коленях и получить максимум удовольствия при минимуме усилий. Переключать передачи несложно, главное делать это правильно:
stark.ru