Как собрать велосипед


Что выбрать: готовый велосипед или собирать самостоятельно

Когда велосипедное увлечение у человека принимает вид основного хобби, и не за горами покупка нового байка, то возникает законный вопрос — что лучше: купить готовый велосипед в магазине или собрать самому из запчастей.

Мнение увлеченных велосипедистов — конечно собирать «кастом», о чем речь! Несколько лет назад я и сам был агрессивным проповедником этой догмы, однако сейчас уже переболел и могу взглянуть на вещи спокойно. 🙂

Скажу сразу — если брать экономическую составляющую, то готовый велосипед из магазина почти всегда дешевле самосбора. Поэтому если вам просто катать — даже не забивайте себе голову всякой ерундой.

Почему же так много увлеченных катальцев предпочитают собирать свой байк мечты, невзирая на большие затраты, как денежные, так и временные?

Несбалансированность стоковых моделей

Все, кто когда-нибудь покупал новые велосипеды, замечали, насколько не сбалансирована их комплектация. Чаще всего задний переключатель более высокого уровня соседствует с простенькими манетками или тяжелыми колесами.

Такой вел всё равно придется апгрейдить, и многие велосипедисты предпочитают не тратить лишние деньги на стоковые компоненты низкого уровня, которые их не устраивают, а сразу собирают байк с нуля.

Такой подход кажется разумным, но экономия денег здесь весьма призрачная. Собрав неплохой вел, они замечают, что можно было изначально взять байк более высокого уровня из магазина.

Велокомпоненты, купленные россыпью, почти всегда оказываются в сумме дороже, чем готовый велосипед того же уровня. Разумеется, даже в дорогих стоковых велах будет присутствовать некоторая несбалансированность, но так ли важно, чтобы у вас была вся трансмиссия XTR?

Перманентный апгрейд

Очень часто кастомы (самосборные велосипеды) появляются в процессе жгучей тяги владельца к прекрасному. Например, покупает он в качестве первого велосипеда какой-нибудь Stels.

Со временем его начинают не устраивать многие вещи, и он покупает компоненты более высокого уровня — гидравлические тормоза, переклюки SLX, колеса полегче, вилку поприличнее.

На каком-то этапе он становится читателем велофорумов, где узнает, что марка Stels — это для лохов. Продать велосипед по адекватной цене не выходит, потому что потрачено много, но всё равно это Стелс, и никто из продвинутых его за эти деньги не возьмет.

Тогда этот велолюбитель покупает на Ебее или у местного фетишиста подержанную раму именитого производителя, и перекидывает на неё апгрейдный обвес со Стелса, раму которого прибивает над входными дверьми, для отпугивания злых духов.

Похваставшись на форуме обновкой, он с негодованием узнает, что такая бомжовская навеска на этой божественной раме — кощунство, и срочно начинает менять переклюки SLX на XTR, а вилку RockShox Recon на Fox RLC.

Основные причины решения в пользу велосипеда самосбора — это несбалансированная комплектация готовых байков, увлечение апгрейдами и желание выделить себя из толпы.

Через некоторое время его велодрузья начинают увлекаться более жестким катанием, и он принимает решение перейти на двухподвес, чтобы катать вместе с ними.

Чудесная рама продается, а на вырученные деньги покупается сильно поношенная рама двухподвеса, неказистой марки. На неё скидывается оставшаяся топовая навеска.

Всё бы хорошо, но оказывается, что для двухподвеса нужна более мясистая вилка, более мощные тормоза, и желательно, колеса попрочнее. Вдобавок, мозг сверлит мысль о том, что он катает на раме какой-то невнятной марки, не производящей должного эффекта при упоминании среди других велосипедистов, и надо бы подкопить на что-то брендовое.

Описанный путь — это лишь часть метаморфоз, происходящих с многими велосипедистами, не прошел мимо этого и я сам, в свое время. 🙂 Могу лишь сказать, что перманентный апгрейд — занятие очень забавное, хоть и хлопотное.

Кастом как способ экономии

В отдельных случаях, собирая велосипед самостоятельно, можно даже сэкономить. Во-первых, в случае с постоянным апгрейдом, у вас на руках остаются запчасти высокого и среднего уровня от предыдущего байка.

Во-вторых, иногда удается купить хорошие железки на распродаже или легкоподержанные с рук, дешево. Действуя таким образом, можно собрать байк своей мечты за меньшие деньги, чем это бы обошлось даже в случае с покупкой готового вела того же уровня.

Заболевание велофетишизмом

Кроме перечисленного, одной из главных причин остается желание выделиться. Долгое общение со страдающими этим же заболеванием на форумах толкают людей на странные проявления — они тратят кучу сил, денег и времени, подбирая раму и компоненты, в результате получив велосипед, очень похожий на стоковую топовую модель. 🙂

Те, кто вовремя замечает такой удар от производителя, уходят в глубокую кастомизацию, нередко она связана с экстремальным облегчением велосипеда. Покупаются разные необычные компоненты, которые не устанавливаются на серийные байки из-за их ненадежности или высокой цены.

Если у фетишиста имеется вкус и чувство стиля, он получает поддержку от велосообщества и радостно катает несколько месяцев, пока ему не захочется собрать новый кастом.

Чаще же бывает так, что реакция продвинутых коллег, привыкших за годы увлечения к мега-дорогим компонентам на чужих велосипедах, негативная. Звучат оценочные мнения «не по феншую», «попугайство», «крокодил», «скучно» и тд.

Тогда бедному фетишисту, потратившему свою зарплату за полгода вперед на кастомизацию байка, приходится или катать на «нефеншуйном» байке или начать обрабатывать дедушку на предмет наследства, и обдумывать новый сетап для кастома.

Интересно, что на западе словом custom в велосипедном значении называют замысловатые байки, похожие на мотоцикл, обвешаные всякими свистелками.

Замечу, что кастомизация в нашем случае — это отнюдь не полет фантазии, как может показаться. В так называемом велосипедном «феншуе» есть строгие рамки, навязываемые коллективным разумом сообщества. Причем стандарты меняются от года к году, поэтому матерый фетишист должен быть всё время в тренде.

Советы тем, кто собирает велосипед самостоятельно

Небольшие рекомендации из своего опыта.

1. Постоянно мониторьте распродажи больших веломагазинов на велокомпоненты. Например, на Чейне и сейчас есть скидки.

2. При покупке подержанных компонентов обращайте внимание, кто был прошлым владельцем. Если худощавый ботаник или девушка — добро, если брутальный гонщик-любитель, весящий под 100 кг — отказать.

Идеальный претендент на донорство велокомпонентов — мажор-фетишист, протирающий байк ушными палочками. У таких постоянно возникают новые потребности, а «старое» барахло они спешат скинуть за полцены.

3. Некоторые запчасти можно брать даже сильно подержанными, например, почти не изнашивается передний переключатель, манетки тоже переживают остальных соседей по трансмиссии.

Технически сложные механизмы, такие как вилки и амортизаторы, нужно покупать с оглядкой, как минимум, разбираться в них. Внимательнее с колесами, смотрите на спицы. Если они не стандартные, то подумайте, где будете брать замену, если потребуется.

4. Покупайте сразу раму своей мечты, и даже не вздумайте экономить. Я гарантирую, что кастом, собранный с позиции не желания, а возможностей, очень быстро вас разочарует, и вы потратите в конечном счете больше.

5. Если уж собираете кастом, то уделите внимание цветовым схемам, подбирайте компоненты, чтобы они подходили друг к другу. На Ебее всегда можно купить цветные болтики, заглушки в руль, подседельные зажимы и прочую бижутерию.

6. То же самое и с брендами. Не смешивайте Shimano и SRAM, ставьте все палки одного производителя. Также не ставьте шоссейные компоненты на горные байки и наоборот.

7. Постарайтесь не скатиться в фетишизм или весодурство, всегда руководствуйтесь здравым смыслом. Если видите, что начали больше проводить времени за обсуждениями велосипеда, чем в покатушках, немедленно останавливайтесь.

8. Будьте готовы к тому, что велосообщество забракует ваш выстраданный кастом. На той же Веломании сотни дорогущих велосипедов, и ваше сокровище, практически ничем не отличающееся по сетапу от стокового байка, никого там не удивит.

___________________________________

В целом, это всё, что я могу сказать по поводу того, покупать ли велосипед из магазина или собирать свой собственный кастом. Если у вас есть свободные деньги, а в груди горит творческая жилка, то почему бы и не пострадать фигней.

Всё же самостоятельно можно собрать гораздо более интересный и сбалансированный сетап, нежели то, что предлагают маркетологи производителя. Но если во главе угла просто «катать», то идите в магазин, и покупайте тот вел, который влезает в бюджет, и имеет приемлемую для вас комплектацию.

Я полагаю, что среди моих читателей найдутся и обладатели кастомов, и любители перманентного апгрейда, и просто старые добрые фетишисты. Скажите, друзья, зачем вам это нужно! 🙂

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

kotovski.net

Как собрать велосипед

Многие прошаренные велосипедисты предпочитают собирать велосипед самостоятельно, отдельно покупая вилку и прочие запчасти. А есть те, кто просто покупает комплиты. У каждого метода есть плюсы и минусы, однако самостоятельная подборка компонентов позволяет вам быть более гибким и собрать именно то, что вы хотите.

Самостоятельная сборка обычно обходится дороже, чем покупка готового комплита, однако, при правильном подходе можно найти запчасти со скидкой или использовать старые компоненты, которые вас устраивают.

Стоит учитывать и совместимость компонентов. К сожалению, сейчас на рынке существует целый ворох стандартов и к подбору запчастей нужно будет отнестись очень ответственно. Наша рекомендация – придерживаться одной линейки одного производителя, обращая внимание на модельный год. К примеру современный переключатель Sram x.9 это совсем не тот переключатель x.9, что был в 2010 году.

Как всегда – вам понадобятся инструменты, среди них:

  1. Шестигранники
  2. Рожковые ключи
  3. Смазка
  4. Насос
  5. Отвёртка
  6. Кусачки
  7. Плоскогубцы

А вот список того, что нам понадобится для сборки:

  • Рама
  • Вилка
  • Вынос
  • Колёса
  • Руль
  • Каретка
  • Переключатели
  • Шатуны
  • Педали
  • Тормоза
  • Цепь
  • Седло и подседельный штырь.

Рама

Рама – это скелет вашего будущего велосипеда. Есть огромное количество размеров и множество дизайнов для выбора. Недавно мы писали о типах подвески, эта статья вам поможет, если вы подбираете себе подвес. Чтобы определиться с ростовкой – обязательно ознакомьтесь с инструкциями от производителя рамы. Зачастую рамы делаются с оглядкой на определенный рост, и одна и та же рама существует в нескольких размерах. После того, как у вас появилась подходящая рама, нужно «всего лишь» вставить в её отверстия подходящие запчасти.

Рулевая и Вилка

Вы не сможете установить вилку, если у вас не будет рулевой. Подробнее о её установке мы писали в соответствующей статье. После её установки можно ставить вилку. Не забудьте обрезать шток, если он слишком длинный.

Колёса

Существует целый ворох стандартов быстросъемных осей и втулок, а ещё же есть обода, 26, 27.5, 29 дюймов. Всё это должно быть совместимо со спецификациями вашей рамы. И не забудьте выбрать покрышки, а затем их правильно установить.

Руль

Выбор руля – это отдельная тема, подробно рассмотренная в одной из наших статей. Останется подобрать подходящий вынос и установить это на велосипед. Потом не забудьте правильно расположить элементы управления на руле.

Привод

Шатуны, педали, цепь, звёзды, переключатели и манетки – это всё приводит ваш велосипед в движение. После установки все эти элементы нужно правильно настроить.

Тормоза

Кто-то скажет, что тормоза придумали трусы, но мы свами заботимся о собственной безопасности и безопасности окружающих. Велосипед без тормозов – крайне травмоопасная штука. Не забудьте их настроить. У нас есть статья по настройке механических и гидравлических тормозов.

Седло и подседельный штырь

Правильная установка подседельного штыря поможет избежать многих проблем, начиная от проблем с велосипедом, и заканчивая проблемами с коленями. Выбор и установку седла тоже не стоит обходить стороной, ведь это одна из основных точек контакта с велосипедом.

Педали

Без педалей не получится никуда уехать. А если их неправильно установить, то потом не получится их снять, да и ещё и с резьбой там какие-то премудрости есть. Исчерпывающий ответ на этот вопрос даёт наша статья.

Проверка

Когда вы всё соберёте, не забудьте провести «предстартовую проверку». Проверьте давление в колёсах, работу переднего и заднего переключателя, затяжку всех болтов. На небольшой скорости проверьте тормоза, чтобы не оконфузиться в самый неподходящий момент.

Напоследок, вот вам очень красивое видео со сборкой байка:

bb30.ru

Как я велосипед собирал - Сайт Земли

Некоторое время назад у меня появилась идея собрать велосипед с нуля. Сейчас, когда он собран и обкатан, я готов поделиться своим опытом.

Предисловие

Эта заметка является в некотором роде экспериментом, ведь она не в формате Сайта Земли. С другой стороны, велосипед помогает нам в познании окружающего мира. Он позволяет перемещаться на большие расстояния. При этом, велосипедная поездка по впечатлениям может быть сравнима с пешей прогулкой: вы в таком же тесном контакте с окружающей средой, будь то природа или город. Велосипед — это универсальное транспортное средство. Он совмещает приятное с полезным в правильных пропорциях, являясь, с одной стороны, спортивным тренажером, с другой — доступным развлечением.

Долгое время я владел дорожным велосипедом Стелс Навигатор 850, которого вполне хватало для расслабленной езды по городу и лесу, и даже для длинных и долгих бросков. На нем без проблем можно было проехать полсотни километров за день, как и на любом другом туристическом велосипеде.

В какой-то момент мне наскучило ездить ровно и аккуратно. Надоело объезжать бревна на тропинках и с трудом штурмовать тротуарные бордюры. Начал проявляться недостаток возможностей велосипеда. Позже, как-то незаметно для себя, я увлёкся темой экстримального катания и понял, что пора менять велосипед. Я не собирался заниматься экстримом, но мне было интересно освоить некоторые универсальные трюки, которые могут быть полезными при езде по бездорожью. Вот прекрасное видео по теме.

Муки выбора

Итак, решено менять. Конечно, первой мыслью было просто купить новый подходящий. Но подходящие велосипеды были далеко не бюджетными, и я задумался о сборке как об альтернативе. Точнее, сначала я задумался об апгрейде, но быстро понял, что в итоге все равно получится другой велосипед. Уж слишком разные стандарты у спортивных и прогулочных велосипедов. Я начал взвешивать все за и против. Чем сборка лучше покупки? Выйдет дешевле или дороже? Насколько это сложно? На такие вопросы предстояло ответить перед принятием решения.

  • Лучше или хуже? Для себя я сделал вывод, что сборка — лучше. Потому что я могу выбрать по своим требованиям и возможностям каждую отдельную часть конфигуации. Собирая велосипед с нуля, волей-неволей я был вынужден изучать характеристики и область применения каждой детали, и, таким образом, мог в конце концов выбрать именно то, что мне нужно.
  • Дешевле или дороже? Даже по грубым подсчетам получалось, что дешевле будет вряд ли. Но привлекала возможность тратить деньги постепенно, по мере покупки запчастей. Велосипед получается в рассрочку.
  • Насколько сложно? Самое сложное — это подготовка рамы и установка рулевой колонки с вилкой. Эти процедуры лучше доверить мастерской. С остальным можно без труда разобраться самому. К каждой детали прилагается инструкция по сборке. К тому же в интернете есть много тематического материала. Мне, например, понравилась эта видеоинструкция. Возможно, настройка системы переключения скоростей кажется на первый взгляд сложной процедурой. Но разобраться по интсрукциям и с помощью интернета вполне под силу. Нужно быть аккуратнее при протяжке тросов и гидролиний: тщательно замерять длину, чтобы был запас для повота руля, но не было слишком длинно. Но по большому счету ничего сложного, на самом деле. Главное — быть внимательным и аккуратным.

Подготовка к сборке

Сперва я определил основные претензии к своему старому велосипеду, чтобы выявить основные характеристики будущего: 

  • относительно большой вес (16,8кг);
  • коротковатая рама (постоянно хотелось вынести руки дальше за руль);
  • узкий руль (580мм для меня не подходит);
  • посредственные ободные тормоза (скрип и сложность дозирования тормозного усилия в агрессивных условиях).

Разумеется, список субъективен, но его составление помогает расставить приоритеты. Далее нужно определиться с назначением будущего велосипеда, поэтому я попытался сформулировать свой стиль езды и предпочтения. Велосипед начинается с рамы и здесь важно не ошибиться. Мне нравится прокатиться с ветерком по бездорожью, но без откровенного экстрима. Я хотел бы обучиться некоторым базовым элементам спортивного катания. У меня есть планы поездить по горам. Можно было бы посетить какой-нибудь байкпарк, чтобы не только поездить, но и чему-нибудь научиться. Чтобы правильно выбрать велосипед, я стал изучать, какая спортивная дисциплина наиболее близка к моему стилю и обозначенным желаниям. Так я решил собирать легкий кросскантрийный хардтейл. Конечно, для гор такой велосипед не очень подходит, но в первую очередь он нужен для повседневного катания в качестве некоего компромисса между средством для оттачивания техники и спортивным тренажером. Основой конфигурации стали алюминиевая рама, воздушная вилка и гидравлические дисковые тормоза.

Первым делом решено было заказать основные крупные детали: раму, вилку и колеса. Здесь хотелось бы отметить, что я начал заниматься сборкой не в сезон, в начале весны. Расчет был на то, что цены должны быть ниже сезонных. Но я не учел, что будут сложности с наличием. Многих нужных деталей не было в наличии в магазинах. Так, раму я нашел только в одном магазине: mtbshop.ru. Но настораживала его неизвестность и безальтернативное требование стопроцентной предоплаты банковским переводом (на тот момент). Некоторое время я сомневался, но потом нашел отзыв о похожей покупке рамы в этом магазине и решил рискнуть. Раму в итоге привезли какую заказал и вовремя.

А заказал я Merida Matts TFS 900-D. Рама от кросскантрийного велосипеда. Я догадываюсь, что серия Matts TFS одинакова, независимо от цифрового индекса, отличия только в цене и надписях. Но нужная мне модель в подходящем размере была только девятисотая, поэтому выбор был предопределен. Вес рамы — около 1,9 кг. Пришла в комплекте с рулевой колонкой и зажимом подседельника, это порадовало.

Вилку я выбирал долго. До этого я не был знаком с хорошими вилками, для меня не было никакой разницы, масляная она или воздушная, так как не ездил ни на той, ни на другой. Перечитав кучу мнений, я так до конца и не понял, какая подойдет больше. Кто-то пишет, что воздушка лучше, с ними меньше заморочек. Кто-то парирует, что они капризничают на морозе. В итоге я решил изучить чем пользуются профессионалы и пришел к выводу, что в кросскантри ездят в основном на воздухе. На этом и остановился. Бюджет для вилки я выделил до 10 тысяч рублей: для знакомства и повседневного катания вилки начального уровня вполне достаточно. Вариантов в этом ценовом диапазоне не много, и достаточно быстро я остановился на Suntour Epicon с возможностью блокировки с руля. Сантур вышел немного дешевле аналогов. К тому же, его преимущество в том, что ход вилки можно выбрать из трех предустановок: 80, 100 и 120мм. Сейчас я о выборе не жалею, вилка работает хорошо. Неровности сглаживает, и где необходимо, обеспечивает хороший отскок. Пожалуй, только не стал бы брать сейчас с удаленной блокировкой, можно обойтись. Вес вилки сопоставим с весом рамы: 1,8 кг.

Отдельная история о самой покупке: выбирая, где подешевле, я в итоге вышел на китайского реселлера nazya.com. Вместе с доставкой вилка вышла дешевле покупки в местных магазинах. В том же магазине были заказаны гидравлические тормоза Shimano Deore, шифтеры Shimano SLX и колеса Mavic на втулках Shimano Deore XT.

О сборке

Поскольку сборку невозможно начать без основных деталей, я с нетерпением ждал доставки. Недостаток заказа из зарубежных магазинов в том, что доставка может затянуться. Я получил посылки через полтора месяца. И уже на следующий день повёз раму и вилку в мастерскую для их женитьбы.

Пока заказанные детали путешествовали почтой России, я заказал вынос и руль. Вынос длиной 90мм. Здесь важно понимать, что чем длиньше вынос, тем легче удерживать велосипед на прямой, но сложнее маневрировать. Короткий вынос позволяет выше поднять переднее колесо и, соответсвтенно, выше прыгнуть. В зависимости от того, что важнее, нужно выбирать длину. Я перестраховался, взял подлиньше, чтобы с посадкой на велосипеде не прогадать. На самом деле можно было бы покороче. Руль шириной 680мм с небольшим подъемом, очень легкий. Ширину руля определил, просто прикинув, какой хват мне был бы удобен. Но и здесь ну следует впадать в крайности: неправильно подобрання ширина руля будет приводить к быстрому утомлению. Слишком узкий хват требует повышенного напряжения для удержания велосипеда на прямой. Из-за слишком широкого руля будет повышенная нагрузка на руки. 

Эти и все остальные детали были заказаны в местных магазинах. Везти из-за бугра уже не хотелось: долго, да и не всегда дешевле. 

Велосипед на этапе сборки:

Тем, что получилось в итоге, я доволен. По подсчетам он мне обошелся в стоимость готовой Мериды подобной конфигурации. Но зато я всё собрал под себя и, к тому же, знаю, почему каждая его деталь именно такая. Разве что систему можно было бы ставить не на трех звездах, а на двух. Хотя и так не мешает.

Что понадобится для сборки:

  • Кассетный ключ. Используется для фиксации кассеты и тормозных дисковых роторов.
  • Выжимка цепи. Цепь продается в разомкнутом виде, ее нужно сомкнуть. Для этого нужен специальный инструмент. В зависимости от производителя цепи, механизм соединения может различаться. Поэтому сначала нужно уточнить, как соединяется цепь, а потом купить для этого инструмент, если нужно. Я обошелся плоскогубцами, но это не очень удобно, к тому же без инструмент очень сложно разомкнуть цепь, если что-то пошло не так.
  • Кареточный ключ. Здесь тоже зависит от типа каретки. Я взял интегрированную, в моем случае был нужен шлицевой ключ. К сожалению, я не подготовился заранее, пришлось орудовать газовым ключом через смягчающую прокладку, чтобы не повредить каретку. Так делать не рекомендую, лучше купить инструмент.
  • Кусачки для тросов и оплетки. Очень нужная вещь. Не имея такого инструмента, я мучался бокорезами. Сложность в том, что они сплющивают оплетку и срез получается неровный и покусаный. Для тросов нужно еще докупить концевики, которые надеваются на место среза.
  • Для крепления тросов и гидролиний к раме можно воспользоваться обычными пластиковыми хомутиками. Это самый надежный способ крепления. Если откусить после затяжки по корень, то получается незаметно.
  • Набор шестигранников и отверток — все они обычно имеются в велосипедных мультитулах.
  • Динамометрический ключ. Это вещь дорогая и, по сути, без него можно обойтись. Но если он у вас есть, не ленитесь им воспользоваться. Соблюдая рекомендации производителя по моментам затяжки, вы предотвратите срывание болтовых соединений и лишнюю усталость металла.
  • Съемник шатунов. В случае, если тип крепления шатунов этого требует (под квадрат, например).

Подводные камни

При установке гидравлических тормозов важно соблюдать одинаковый зазор с обеих сторон между колодками. Я потратил много времени, выставляя этот зазор, так как ориентир на середину результата не давал. По инструкции тоже не получалось: в ней советуют наживить болты крепления, зажать тормоз и в зажатом состоянии затянуть болты. У меня при затягивании тормозная машинка все время смещалась, и одна из колодок терла диск. В итоге я выставлял машинки, на глаз определяя, чтобы расстояние от диска до колодок было одинаковым с обеих сторон. Сложность в том, что пока затягиваешь один болт, машинка может сместится с другой стороны. Поэтому затягивать надо попеременно, все время проверяя отсутствие смещения.

При выставлении руля многие делают ошибку, затягивая болт якоря рулевой колонки, чтобы зафиксировать вынос. Этот болт нужен для устранения люфта в колонке, но если его тянуть слишком сильно, то можно вытянуть якорь. Вынос фиксируется двумя болтами зажима выноса, обхватывающего шток вилки. Делается так: сначала без фанатизма затягивается болт якоря, только чтобы устранить люфт. Затем попеременно затягиваются болты зажима. Важно это делать именно попеременно, чтобы нагрузки на вынос были равномерными, иначе он может расколоться в неподходящий момент.

Покупая каретку или шатунную систему, обратите внимание на ширину кареточного узла вашей рамы, она бывает разной. Некоторые шатунные системы комплектуются проставочными шайбами, чтобы можно было ставить их в разные узлы.

У меня в комплекте к раме не было креплений тросов и гидролиний. Посадочные места на раме сделаны под специальные скобки. В России я их в продаже не нашел и по совету вместо них взял обычные пластиковые затяжные хомуты. Получилось не хуже и гораздо надежнее: скобки, бывает, слетают.

При установке переднего крыла я столкнулся с тем, что мешает трос блокировки вилки. Поиск по интернету показал, что я такой не один, но решение проблемы зависит от конкретной модели вилки. При изучении инструкции к вилке я заметил упоминание фиксирующего болта, позволяющего развернуть узел механизма блокировки.

Вот он на фото, справа от шестеренки:

(фото с форума на mtbr.com)

Ослабив болт, мне удалось повернуть узел немного в сторону. После этого крыло было успешно установлено.

Что в итоге

Получившаяся конфигурация:

  • Рама Merida Matts TFS 900 (с рулевой колонкой FSA в комплекте)
  • Вилка Suntour Epicon RL
  • Вынос Token 31.8мм (сечение) / 90мм / 6°
  • Руль Token Scandium 31.8мм (сечение) / 680мм / 25мм (подъем)
  • Система Shimano Deore M590, 10-скоростная, 3 звезды, число зубьев 24-32-42
  • Кассета Shimano CS-HG62-10, 10-скоростная, звезды 11-34
  • Колеса на ободах Mavic и втулках Shimano Deore XT M785
  • Передний переключатель скоростей Shimano Deore XT FD-M780
  • Задний переключатель Shimano SLX SGS RD-M675
  • Цепь KMC X-10 (10скоростей, 114 звеньев) — оказалась длинноватой, провисает на низких передачах.
  • Манетки Shimano SLX M670
  • Тормоза Shimano Deore M596
  • Тормозные роторы Shimano SLX SM-RT64
  • Подседельный штырь Pro Koryak 31.6 (сечение) / 400 (длина) / 15мм (смещение)
  • Седло Pro Vulture
  • Покрышки Maxxis Ranchero 26x2.0 62a eXC Kevlar 120TPI
  • Крылья SKS X-Blade / Shockblade

Вот он, красавец, уже в боевой готовности:

Собранный велосипед обошелся в 52 с небольшим тысячи рублей. Это не дешевле аналогичного готового велосипеда. Поэтому самостоятельная сборка имеет смысл только когда среди готовых моделей, по тем или иным причинам, не получается выбрать то, что нужно. Решаясь на сборку, нужно действительно понимать, зачем это нужно. Но если решились,— получите массу нового опыта и станете лучше понимать, на чем ездите.

saitzemli.ru

Велосипед. Как собрать своими руками?

Как собрать своими руками велосипед?

Купить велосипед – это только один из вариантов его обретения. Велосипед также можно собрать самому из отдельно добытых частей. Какое в этом преимущество? Такая сборка даёт гарантию, что на велосипеде не окажется ни одной недоброкачественной или нежелательной детали. Таким образом велосипедист получит именно то, что он хочет. Рассмотрим детали, из которых состоит велосипед. Как собрать своими руками этого «железного друга»?

Хотя стоит отметить, что собрать велосипед своими руками подойдёт только опытному ездоку, у которого выработались определённые предпочтения, а также он более трудоёмкий и требует навыков сборки.

В этой полезной статье вы сможете больше узнать о различных узлах и деталях велосипеда. Тогда вам будет легче определиться с выбором типа того или иного элемента. Также они могут помочь при сборке своего собственного велосипеда.

Знать, из чего состоит велосипед и какими бывают те или иные запчасти очень полезно, даже если вы не планируете самостоятельно собирать велосипед. Это пригодится, если, например, вы захотите что-то поменять в своём готовом «железном друге».

Итак, из чего состоит велосипед:

Рама

Рама является важнейшим элементом велосипеда, так как она составляет основу велосипеда, к которой крепится всё остальное. Поэтому, если вы собираетесь самостоятельно собирать велосипед, побеспокойтесь в первую очередь о подборе рамы.

Форма рамы главным образом определяется типом велосипеда. Материал рамы до сих пор является предметом дискуссий. Но, как правило, лидируют хроммолибденовая сталь, алюминий и титан. Хотя некоторые считают, что хорошую туристическую раму можно изготовить из любого материала, если придать ему правильную форму.

Подбирая раму важно учитывать размеры по росту. Именно пропорции рамы главным образом определяют, будет ли вам удобно ездить на велосипеде.

Вилка

Вилка проходит в головной трубе рамы и соединяет переднее колесо с рулём. Таким образом вилка делает возможным управление велосипедом. Вилки бывают двух видов — жёсткие и амортизационные. Если собрать велосипед планирует велотурист, то ему подойдет передняя амортизация. Амортизация необходима для бездорожья, поэтому второй тип вилки характерен для горных велосипедов. Но для езды по ровным дорогам желательна жёсткая вилка или наличие функции блокировки хода амортизационной вилки. Смотрите интересное видео: «Как правильно собрать велосипед с нуля».

Рулевая колонка

Рулевая колонка обеспечивает и удерживает свободное вращение штока вилки в головной трубе рамы велосипеда.

Руль велосипеда

Велосипедные рули могут быть самых разных размеров и форм — от самых прямых до изогнутых в форме крыльев бабочки. Также к ним можно присоединять «рога», то есть удлинители руля и лежаки для аэродинамической посадки. На руль крепятся зеркала заднего вида, тормозные рычаги, манетки (устройства для переключения передач) и даже велокомпьютеры.

Самостоятельно собирая велосипед, очень важно выбрать подходящий руль, так как от формы руля зависит удобство управления велосипедом и ездовая позиция. Если руль дает множество вариантов позиций для рук — руки будут меньше уставать и не будут болеть, что необходимо для велотуристов.

Седло велосипеда

Седло крепится к подседельному штырю, который, в свою очередь, вставляется в подседельную трубу рамы.

Неправильный выбор седла может стать причиной неудобства, сильных болей и вообще привести к отказу от езды на велосипеде. Поэтому велотуристу особенно важно подобрать для себя хорошее седло, ведь он проводит сидя в нём очень много времени.

Все опытные велопутешественники рекомендуют отказаться от так называемых гелевых сёдел, в которых можно восседать, как в мягком домашнем кресле. Они удобны только для коротких поездок на 1-2 км, затем могут начаться проблемы. Дальше можно выбирать между кожаными сёдлами и жёсткими сёдлами из искусственных материалов. Здесь важно знать преимущества и недостатки, а также правила обращения с различными сёдлами (особенно это касается кожаных сёдел, которые необходимо разнашивать).

Колёса велосипеда

Колёса являются самой подвижной частью велосипеда. В общем-то, именно они обеспечивают движение велосипеда. Выбор колёс при сборе велосипеда очень важен, так как он обеспечивает удобство движения по тому или иному ландшафту. Диаметр колёс в той или иной степени зависит от рамы – обычно это 26” для горного стандарта или 28” для дорожного стандарта.

Колесо велосипеда состоит из обода и втулки, скреплённых спицами, а также велосипедной шины. Очень важна правильная сборка колеса, от которой во многом будет зависеть, как долго оно прослужит без необходимости подстройки. Чтобы собрать колесо необходимо иметь не только все составляющие, но также обладать определёнными навыками и специальными инструментами. Колёса можно оснастить электроколесом и переделать в электровелосипед.

Обод

Это конструктивная часть колеса, которая обычно изготовлена из алюминиевого сплава. Велотуристам очень важно использовать надёжные ободья, чтобы в дороге не пришлось исправлять дефекты обода — «восьмёрки», «яйца» и «зонты».

Спицы велосипеда

Прочность колеса зависит от количества, толщины и качества спиц. Стандартное число — 32 или 36 спиц в велосипедном колесе, хотя в некоторых типах велосипедов используются разные количества. Прочность колеса напрямую зависит от количества в нем спиц — чем больше, тем прочнее. Поэтому для велосипедных путешествий используйте колёса с числом спиц не менее 36. Особенно это важно для заднего колеса, так как на него приходится основная нагрузка. Длину спиц необходимо рассчитывать при сборке колеса.

Втулка велосипеда

Втулка представляет собой сердцевину колеса, к которой сходятся все спицы, а внутри неё располагается ось. Втулка переднего колеса и втулка заднего колеса отличаются. На заднем втулка асимметрична, справа на ней располагается задняя звёздочка или кассета. Втулки могут иметь такие механизмы, как механизм переключения передач (планетарные втулки), встроенный ножной тормоз и механизм выработки электроэнергии (динамо-втулки).

Важно выбрать качественную втулку, потому что плохой выбор может привести к скорой поломке, а поломка втулки может привести к большим неприятностям. Основное внимание стоит уделить выбору задней втулки, так как на неё приходится основная нагрузка.

Путешественнику нужно сделать выбор при подборе задней втулки между обычной втулкой и планетарной. Последняя хороша для длительных путешествий тем, что включает полностью защищённый от пыли и грязи механизм переключения передач, надёжна и практически не требует обслуживания.

Шины велосипеда

Велосипедная шина представляет собой хитроумное устройство. Чаще всего оно состоит из покрышки и внутренней камеры. Шина помогает при движении и торможении, смягчает удары от неровностей дороги и способствует балансировке и управлению.

Выбор шины влияет на ходовые качества велосипеда. Если шина широкая, двигаться по бездорожью более комфортно, но менее комфортно по ровной дороге и наоборот. На ход движения велосипеда, кроме ширины шины, также влияет размер и характер протектора.

Например, шины с одним рисунком протектора хорошо двигаются по песку, другие предназначены для езды по гладкому асфальту. Следовательно, выбирая покрышку учитывайте то, по какой местности предстоит в основном ездить.

Рама может вместить шину только определённой ширины, поэтому она служит ограничителем в выборе ширины шины. Кроме рамы ограничивает выбор ширины шины необходимость установки крыла, а в большинстве случаев для путешествий она присутствует. Собирая своими руками велосипед следует соизмерять ширину шины с шириной обода, так как нельзя ставить слишком широкую покрышку на слишком узкий обод, и наоборот.

Каретка велосипеда

Каретка фиксируется в кареточном стакане рамы и обеспечивает вращение шатунов с педалями и звёздами.

Шатуны

Шатуны соединяют ось каретки с педалью и во время кручения педалей вращаются вокруг её оси. Выбирая шатуны следует обратить внимание на их длину, которая колеблется в пределах 165-180 см.

Кассета велосипеда

Кассета представляет собой набор маленьких задних звёздочек, который крепится на заднюю втулку велосипеда. В современных велосипедах количество звёздочек обычно колеблется от 7 до 10 штук. Звёздочки время от времени изнашиваются, и тогда их необходимо заменять. Для работы с кассетой — снять или установить ее, необходимы специальные инструменты.

Цепь велосипедная

Цепь велосипеда является предметом подробного обсуждения в рядах велосипедистов. Хотя, по сути, больше обсуждается не выбор цепи для самостоятельного сбора велосипеда, а вопрос, как ухаживать за ней, как смазывать с целью продления её жизни, а также когда ее вовремя заменить.

Механизм переключения скоростей

Механизм переключения скоростей содержит задний и передний переключатели, которые соединены посредством тросиков с манетками — устройствами переключения скоростей, расположенных на руле или раме. Переключатели направляют цепь вправо-влево и таким образом она перескакивает на соседние звёзды.

Большего внимания заслуживает задний переключатель, так как он является более ответственной и подверженной поломкам и загрязнению деталью велосипеда, нежели передний переключатель. Манетки могут быть разных видов и форм и могут по-разному крепиться на велосипед.

Тормоза

Разнообразие тормозов достаточно большое. Тормоза бывают механическими или гидравлическими, ободными или дисковыми. Выбор тормозов может зависеть от личных предпочтений велосипедиста, а также от характера рельефа, по которому в главным образом предстоит ездить.

Наиболее распространенными считаются тормоза типа V-brake. Также более популярными становятся дисковые тормоза, хотя велотуристов может отпугнуть сложность их починки в полевых условиях, а также трудность установки заднего багажника вместе с дисковым тормозом. См. «Почему тормоза скрипят».

Тросики

Хотя тросики могут показаться незначительной деталью, но они существенно влияют на качество торможения и переключения передач. Собирая велосипед своими руками важно правильно провести тросики и рубашки.

Больше узнав о различных узлах и деталях велосипеда, вам будет легче определиться с выбором типа того или иного элемента. Мы постарались подробно описать, из каких деталей состоит велосипед. Как собрать своими руками или починить велосипед, можно подробнее проконсультироваться у специалистов.

ssvsport.ru


Смотрите также

SashaMoto.ru

Обзоры мото и вело-техники, полезные статьи о ремонте и эксплуатации

На главную