Как понять сколько скоростей на велосипеде


Сколько скоростей на велосипеде

Далекие от велодвижения люди до сих пор не имеют понятия, что современные велосипеды оснащены множеством скоростей, своеобразной «коробкой передач». Наличие механизма переключения скоростей даёт возможность велосипедисту ездить в разных условиях, которые определяются как покрытием дороги, так рельефом местности. И все же, сколько скоростей на велосипеде нужно иметь гонщику или любителю для полного счастья? Для каждого счастье измеряется по-своему, ну а мы попытаемся выяснить, для чего нужны передачи.

Потребность в переключении

Передачи на велосипеде в первую очередь нужны для комфортного, эффективного движения в определенных условиях. С их помощью велосипедист может ехать быстрее, развивать скорость на спусках, без особых усилий заезжать на крутой подъем, а также с легкостью маневрировать на трудных участках — например, в песке или в мягкой грязи — или по городу, совершая постоянные объезды препятствий. Наличие скоростей – это один из признаков горного велосипеда, и чем их больше, тем меньше страданий принесут труднопроходимые дорожки и тропинки.

Сколько скоростей на велосипеде — смотря на каком!

Итак, современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди (система) и 5-10 звезд сзади (кассета). Переключение передач осуществляется с помощью заднего и переднего переключателей, которые работают с цепью, перебрасывая её по звездам системы шатунов и по малым звездам на втулке заднего колеса, от чего и происходит изменение скорости. Рычаги управления переключением передач (монетки) могут быть в виде рычагов и grip shift – поворотный механизм переключения на рукоятке руля.

Количество скоростей определяется количественным сочетанием передних и задних звезд. Чтобы подсчитать, сколько скоростей на велосипеде,  нужно умножить число передних звезд на число задних. Например, спереди 3 звезды, а сзади 8, итого 24 скорости. Бывают и другие вариации: 3х5, 3х6, 3х7, 3х8, 3х9, 3х10. Более того, системы и кассеты могут иметь разное количество зубьев на звездах, от этого тоже зависит скорость.

Как переключаться

Строгих правил по переключению скоростей никогда не было и не будет. Но существуют кое-какие комбинации, которые помогают эффективнее переключаться, а также продлевать жизнь всей трансмиссии. Ведь при работе цепь часто бывает перекошена по причине расположения звездочек в параллельных плоскостях, из-за чего происходит её износ.

На рисунке показаны рекомендуемые комбинации передач для разных типов местности.

С целью уменьшения износа и увеличения срока службы механизма переключения передач, звездочек и цепи рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Это значит, что переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны поломка переключателей и разрыв цепи.

Поэтому гонщики и любители, участвующие в соревнованиях кросс-кантри, где нагрузка на всю механику особенно велика, стараются уберечь себя от неприятных неожиданностей и обзаводятся навесным оборудованием высокого класса, а также следят за состоянием цепи и звезд, регулярно производят мойку, настройку или замену механизмов.

Чувствовать велосипед – правильно переключаться

Установить подходящие комбинации индивидуально можно лишь испытав велосипед на практике. У каждого разные физические возможности, и кому-то достаточно 5 звездочек, а кому-то и 10 не хватит, потому как главным козырем, как ни крути, остаются постоянные тренировки, упражнения и нагрузки на работающие мышцы ног.

Приведенный рисунок переключения – это примерный ориентир, которым может пользоваться новичок. Опытные велосипедисты, которые научились чувствовать свой велосипед, не следят правильная ли стоит передача. Определяющими факторами являются условия езды и уровень подготовки человека, сидящего за рулем двухколесного транспортного средства.

Александра Сиренко, только для dnipro.bike

P.S. Видео десерт. Парень на BMX показывает трюк и и обрывает цепь. Есть замедленный повтор.

dnipro.bike

Количество скоростей на велосипеде: важные факты

Материал подготовили: Илья ЗотовСергей ПетушковЛиповская Юлия

Если размеры колёс и рамы велосипеда на глаз точно определит далеко не всякий, то число скоростей можно «пощупать» буквально поштучно. Видимо, это и привлекает к данному свойству велосипеда столько внимания у велолюбителей.

На самом же деле, количество скоростей на велосипеде – это не самый важный параметр. Прежде всего потому что в повседневном катании вы вряд ли будете использовать больше 3-4 скоростей. Исключение могут составить спортсмены или жители горной или холмистой местности изобилующей крутыми и затяжными подъёмами. Для прогулок этого количества скоростей хватит за глаза.

Но почему же тогда большинство велосипедов имеют, как минимум, 21 скорость? Во многом это следствие маркетинговой стратегии их производителей. На некоторых велосипедах, что имеют внушительное число скоростей, их качество оставляет желать лучшего. Чтобы понять почему больше, не значит лучше, давайте попробуем разобраться в технической составляющей.

Трещотка или кассета?

Трещотка представляет собой составное устройство, которое помимо звёзд включает в себя и храповый механизм, отвечающий за свободный ход велосипеда. Крепится она путём накручивания на втулку велосипеда.

Кассета же состоит лишь из набора велосипедных звёзд, что одеваются на ступицу (втулку) заднего колеса с барабаном. При этом удерживается он за счёт шлиц. А храповик в данном случае – часть втулки.

Внешне в собранном состоянии эти два элемента трансмиссии сложно отличить друг от друга, особенно непосвящённому пользователю, но всё же возможно. Как правило, если количество задних звёзд 6-7, скорее всего, это именно трещотка. Количество звёзд в кассете начинается от 8, хотя бывают и исключения, так что данный способ не даёт 100% гарантии.

Чтобы убедится наверняка, следует поближе рассмотреть заднее колесо. Если вы увидите гайку внутренний диаметр которой состоит из прямоугольных зубцов, то это будет кассета.

Как уже было сказано выше, кассета может отличаться от трещотки количеством звёзд, но может иметь и равнозначное количество. Но не стоит думать, что в таком случае по качеству первая будет идентична второй.

Кассета в любом случае будет лучше и надёжней, благодаря более продуманной конструкции.

Переключатели скоростей

Куда важнее количества скоростей сами переключатели, отвечающие за их переключение. Два велосипеда, обладающих одинаковым числом скоростей, ездить будут по-разному, если класс трансмиссионного оборудования у них будет разный.

Если говорить о горных и городских велосипедах, то на них чаще всего можно встретить переключатели от двух производителей: японской фирмы Shimano и гораздо реже американской SRAM. У обеих компаний есть своя ранжировка выпускаемого оборудования от самого простого, до профессионального.

От чего зависит данная классификация? Прежде всего от надёжности и качества переключения передач, чем выше класс, тем надёжней оборудование.

Но здесь стоит понимать, что самые топовые модели предназначены прежде всего для спорта, они отличаются уже не только, и не столько надёжностью, сколько низким весом, что для гонок очень важно.

Количество ведущих звёзд

Ещё один важный параметр, который к тому же влияет на количество скоростей, – это ведущие звёзды, а точнее, их количество. Классической компоновкой считаются 3 ведущие звезды на «пауке» (основа крепления звёзд), но постепенно от неё начинают отказываться.

Из-за большой разницы в количестве зубьев соседних ведущих звёзд переключение передач может сопровождаться большими проблемами, например, слётом цепи.

В профессиональных гоночных велосипедах уже можно чётко выделить данную тенденцию, многие производители либо сокращают количество ведущих звёзд до двух, либо возвращаются к классическому варианту с одной звездой. Это помогает избегать различных неприятностей, уменьшить вес велосипеда, а значит, и повысить спортивный результат.

Хотя данная тенденция вполне здравая и полезна, но она только набирает обороты, так что в веломагазинах такие модели – пока редкие гости, хотя и встречаются.

by-bike.ru

Сколько передач должно быть у велосипеда? | CRONUS — французские велосипеды

Многие райдеры могут даже не замечать, сколько раз им приходится переключаться вверх или вниз на несколько передач во время любой среднестатистической поездки на велосипеде. Это происходит по тому, что рельеф под колёсами меняется достаточно быстро и вызывает необходимость перебросить цепь сразу на ощутимо более лёгкую или тяжёлую звезду. Если же обратиться к статистике, то она покажет удивительный факт: большинство велосипедистов чаще всего переключают 2 передачи за раз. И тут возникают интересные вопросы: «Нужен ли нам большой набор близких по числу зубьев звёзд в кассете? И есть ли вообще смысл в 20, 30, 33 скоростных трансмиссиях?» Последний месяц я катался на синглспиде (велосипеде с одной передачей) и теперь сложность велосипедных трансмиссий и число передач в них кажутся мне излишними.

11-скоростная трансмиссия от Sram стала революционным продуктом. Но станет ли массовым продукт с более ощутимой разницей передаточных соотношений звёзд в кассете и более ограниченным выбором передач в целом?

Традиционный подход к велосипедной трансмиссии

Велосипедисты старой школы считают, что большое число звёзд в кассете близких по числу зубьев – это самый лучший и эффективный способ передачи энергии при педалировании из всех возможных. Подчас мы слишком увлекаемся точными значениями каденса и выходной мощности. И многих райдеров все эти цифры заставляют поверить в то, что для преодоления любых подъёмов, невзирая на градиент, силу и направление ветра, достаточно просто подобрать правильные передаточные соотношения. На самом деле оптимальная величина, на которую должны отличаться звезды в кассете горного велосипеда, уже определена и равняется 13%. По имеющимся у нас данным, специалисты из компании Shimano провели ряд дополнительных испытаний и определили, что при разнице в 15% многие велосипедисты начали жаловаться на то, что он слишком ощутим и велик. Поиграв с цифрами, инженеры Shimano создали десятискоростную кассету 11х36 (где 11 – это число зубьев на самой маленькой звезде в кассете, 36 – на самой большой), передачи в которой различаются в среднем на 13% (за исключением звезды с 11 зубьями, где разница с предыдущей составляет порядка 15%). Ситуация с последней объясняется тем, что пока просто невозможно сделать эффективную кассету, в которой разница между всеми звездами будет составлять одну и ту же величину.

Слева на фотографии вы можете увидеть 11-скоростную кассету 10 х 42 от Sram модели XX1, а справа – 10-скоростную кассету 11 х 36 от Shimano.

Число зубьев у звезд в кассетах

SRAM (11 скоростей): 10, 12, 14, 16, 18, 21, 24, 28, 32, 36, 42

SRAM (10 скоростей): 11, 12, 14, 16, 18, 21, 24, 28, 32, 36

Shimano (10 скоростей): 11, 13, 15, 17, 19, 21, 24, 28, 32, 36

Инженеры компании GT также разделяют подход Shimano к велосипедной трансмиссии: их трейловые велосипеды сезона 2014 будут укомплектованы системами с 2/ звёздами и кассетами Shimano 11 x 36.

Системы с несколькими звёздами

Ими в первую очередь пользуются профессионалы и любители шоссейного велоспорта, которым важно держать темп не хуже, чем у конкурентов любой ценой и на любом рельефе. Это утверждение справедливо и для гонщиков кросс-кантри, которые должны иметь возможность быстро реагировать на атаки конкурентов, сохраняя при этом оптимальный каденс. Системы с 2 или 3 звёздами позволяют велосипедисту комфортно педалировать в максимально широком диапазоне скоростей. Подобные системы действительно кажутся логичным выбором, если учесть во время катания скорость среднестатистического велосипедиста варьируется от 6,4 до 48 км/ч. Всё, что нужно сделать – подобрать комфортное сочетание звёзд в кассете и системе под конкретный подъём или спуск. Именно по этой причине компания Shimano активно продвигает и поддерживает подобный стандарт в велосипедной отрасли.

Компания Specialized начала экспериментировать с 6-скоростными кассетами на своих даунхильных моделях, но в итоге остановила выбор на 7 скоростях.

Кассеты для скоростного спуска (DH)

К велосипедным компонентам, используемым в гонках, предъявляют особые требования. Гонщики в дисциплине DH уже давно используют шоссейные кассеты с небольшой разницей между передачами, т.к. педалировать на среднестатистической трассе приходится на высоких скоростях в ограниченном диапазоне. Это позволяет устанавливать на велосипеды более компактные задние переключатели. Однако шоссейные кассеты всё-таки не являются оптимальным выбором для DH и сейчас всё больше профессиональных команд используют кассеты, индивидуально собранные из отдельных звёзд с большей разницей передаточных соотношений. В этой сфере инженеры из компании Specialized начали работать одними из первых. Сначала они использовали 6-скоростные кассеты на основе Shimano Capreo, но затем пришли к установке 7-скоростной кассеты с другими передаточными соотношениями.

Системы с одной звездой

Среднестатистическому велосипедисту может показаться странной необходимость переключать передачи по 20 или 30 раз, когда 10 может быть вполне достаточно. Для этих людей компания Sram подготовила новую трансмиссию XX1, состоящую из одной ведущей звезды в системе и кассеты из 11 звёзд с большей разницей в передаточных соотношениях, которая равняется примерно 15%. Это очень заметно после перехода с традиционной 13% кассеты. Взамен вы получаете надёжность и простоту переключения (нет необходимости сбрасывать сразу 2 или 3 передачи, чтобы подобрать подходящую). Тем не менее, компания Sram не была пионером в создании подобных кассет. Их основной вклад – это усовершенствование существовавших концептов за счёт использования маленькой звезды на 10 зубьев и крупной на 42. В результате получилась кассета, которая в сочетании с единственной звездой в системе давала почти такой же выбор передач, как и традиционные трансмиссии (с2/3 звёздами в системе).

Однако, Sram XX1 - это не панацея. Бывают случаи, когда для подбора оптимальной передачи в этой трансмиссии вам придётся сделать порядка 5 переключений подряд за короткое время. Но на основании собственного опыта могу сказать, что чем техничнее трасса, тем лучше себя показывают компоненты XX1 за счёт большей разницы в передаточных соотношениях. Однако если вы участвуете в групповой гонке кросс-кантри или на шоссе, то подобный выбор передач быстро начнёт доставлять неудобства. По сути, в лице Sram XX1 мы получили трансмиссию ориентированную на трейловое катание. Если вы любите помесить грязь на неизведанных маршрутах, то она будет отличным выбором.

Существует ли «золотая середина»?

Сколько звёзд в кассете будет достаточным для конкретной велосипедной дисциплины? Какое передаточное соотношение является оптимальным? Вопросов возникает достаточно много, и теперь вызнаете наше мнение по данному вопросу.

А сколько передач вы бы хотели иметь на своём универсальном велосипеде на каждый день? Предлагаем Вам поучаствовать в опросе и поделиться опытом в официальном Клубе Cronus Вконтакте.

3 декабря 2013

www.cronusbike.ru


Смотрите также

SashaMoto.ru

Обзоры мото и вело-техники, полезные статьи о ремонте и эксплуатации

На главную