Привод велосипеда — это совокупность связанных между собой элементов/частей, которые обеспечивают передачу энергии с ног велосипедиста на ведущее колесо.
Чаще всего используется цепная передача, в которой механическая энергия передается при помощи цепи — гибкой части привода велосипеда. Цепь цепляется за зубья системы (передние звезды) и кассеты/трещотки (задние звезды) тем самым и обеспечивая передачу энергии.
Цепная передач имеет много преимуществ:
1) Высокий КПД (Передающаяся энергия практически не теряется);
2) Прочность;
3) Простота в замене (как заменить цепь);
4) Работа с много скоростными трансмиссиями;
5) Относительно низкая стоимость.
Однако есть и недостатки:
1) Быстрый износ;
2) Растяжение;
3) Возможны рывки при работе на малых звездах, так как скорость не постоянна.
Также существует и ременная передача, однако она встречается крайне редко.
Как определить износ привода велосипеда?
Все элементы привода имеют свойство изнашиваться, больше всего износу подвержена цепь, но давайте рассмотрим все элементы привода.
Передняя звезда/система (набор звезд).
В зависимости от уровня оборудования и от стиля езды райдера, ресурс системы составляет 15 000 — 25 000 км. Если у вас начала проскакивать цепь — это первый признак износа. Чтобы определить уровень износа взгляните на зубья с обратной стороны. Новая система имеет зубья одинакового размера и определенной формы, задняя сторона более «крутая» чем передняя.
Задняя звезда/трещотка (кассета).
Ресурс задних звезд также зависит от уровня оборудования и стиля езды. В среднем от 10 000 до 15 000 км. Износ определяется так же как и на системе, по зубьям.
Цепь
Определить износ цепи можно при помощи специальных инструментов или линейки. Если приложить растянутую цепь к новой (с таким же количеством звеньев) то старая цепь окажется длиннее на несколько звеньев. Ресурс цепи также зависит от уровня оборудования, но не более 4 000 км, однако мы рекомендуем менять цепь каждые 1 500 -2 000 км. Сильно изношенная цепь из-за несовпадения звеньев с зубьями, начнет быстро изнашивать систему и трещотку(кассету).
Самый простой способ определить износ цепи — использовать линейку, цепь можно не снимать с велосипеда. Одно звено новой цепи имеет размер 12.7 мм. Для более точного замера лучше замерять длину 24-х звеньев, от центра первой оси до центра двадцать пятой. Новая цепь будет иметь размер 304.8 мм, Допускается растяжение до 306.4 мм, в таких случаях придется заменить только цепь, если растяжение более 307,9 то придется менять систему и кассету (трещотку), в противном случае цепь будет проскакивать.
Исходя из выше описанного следует помнить, что если у вас большой износ привода велосипеда, то лучше менять сразу все компоненты (систему, кассету, цепь) т.к. замена компонентов по отдельности может привести к неприятным проскокам цепи и более быстрому износу хороших компонентов.
Если Вы не знаете как проверить износ цепи и заменить неисправные компоненты обращайтесь в нашу вело мастерскую.
veloman.by
В процессе работы велосипеда, все его детали подвержены износу. В этой статье я опишу как можно определить степень износа цепи и некоторых совместных с ней узлов.
Степень износа звездочек кассеты велосипеда определяется формой зубьев. Основная нагрузка на звездочки кассеты приходится на заднюю часть зубьев, соответственно они изнашиваются больше. Из-за этого заднюю часть зубьев производят большего размера, чем переднюю. Во время езды цепь воздействует на заднюю часть зубьев, «расплющивая» ее и делая ее более пологой. Если кассета сильно изношенна, тогда цепь будет проскакивать.
Срок службы у всех кассет разный, он зависит от класса оборудования, материала, стиля педалирования, но в среднем это 10000 — 15000 километров.
Износ звезд системы происходит также, как и на задних звездочках. Со временем, под воздействием цепи, зубья звезд системы меняют свою форму и цепь начинает проскакивать при педалировании. Срок службы системы больше чем кассеты и в среднем составляет 20000 — 25000 километров, но сильно изношенная цепь может сократить ресурс системы.
Цепь является одним из сложнейших элементов велосипеда, она состоит из множества соединенных между собой звеньев которые постоянно находятся в напряжении. При движении на цепь воздействует как звездочки кассеты так и системы. Из-за этого срок службы цепи меньше и в среднем составляет 3000 — 4000 километров, но и он сильно зависит от множества других факторов, таких как материал из которого она изготовлена, стиль педалирования, условия эксплуатации и многих других.
Изнашиваясь цепь «вытягивается» — соответственно, чем длиннее цепь становится, тем хуже. Это происходит из-за износа осей, которые соединяют звенья. Чем больше расстояние между звеньями, тем белее пагубное влияние цепь оказывает на звезды кассеты и системы и они начинают изнашиваться быстрее.
Чтобы измерить изношенность цепи надо измерить ее длину. Ее принято измерять на 24-х звеньях, это нормальное количество которые покажут изменение длины. В данном случае измерение можно проводить на велосипеде, не снимая цепь.
Для измерения предлагается использовать дюймы (1 дюйм — 2.54 сантиметра). Длина одного звена цепи 0,5 дюймов соответственно 24 звена будут равны 12 дюймам (304,8 мм).
Поставьте начало рулетки к середине первой оси и замерьте расстояние до середины 25 оси.
Так как цепь, кассета и система находятся в постоянном взаимодействии необходимую замену цепи лучше производить вовремя. Если сильно изношенная цепь будет долгое время воздействовать на звездочки, они будут изнашиваться быстрее и придется менять все элементы сразу, а это достаточно дорого. Если поставить новую цепь на сильно изношенную кассету, тогда она не будет работать нормально и в итоге, уже новая цепь быстрее испортится. Соответственно сильно изношенная цепь быстрее испортит работу кассеты или системы.
Стратегию смены изношенных узлов каждому велосипедисту необходимо подбирать под свой стиль катания. Например, если Вы катаетесь только в парках и вокруг дома и за сезон проезжаете 300-400 километров и своевременно производите техническое обслуживание, сможете растянуть срок службы элементов и до десяти лет. А тем кто за сезон проезжает по несколько тысяч километров, можно предложить купить три цепи и менять их каждую 1000 километров. В этом случае элементы будут изнашиваться равномерно и прослужат дольше.
Читайте также:
Трансмиссия велосипеда
Действие кофеина на велосипедиста
Подготовка велосипеда к длительному велопоходу
Все статьи раздела
Поделиться:
Нет комментариев
velobajo.ru
Во время эксплуатации велосипеда происходит износ всех узлов привода – кассета, цепь и система. Но при этом износ каждого такого узла имеет свои особенности и нюансы.
Определить износ кассеты можно по форме зубьев звездочки. Потому что цепь во время езды воздействует лишь на заднюю часть каждого зуба, соответственно изнашивается эта сторона. В процессе износа задняя сторона понемногу съедается цепью, становясь более пологой. Как правило, одной кассеты хватает на 10000 км, хотя это сильно зависит от стиля катания. При сильном износе начинает проскакивать цепь, поэтому ее необходимо сразу же заменять. Что касается самой цепи, то ее хватает меньше, нежели кассеты, поэтому ее следует менять через каждые 4000 км. Ее износ проявляется в том, что она попросту вытягивается.
Если положить изношенную цепь и новую, то длина первой будет на порядок больше. Такое вытягивание обуславливается износом осей, на которые крепятся звенья, т.е. цепь разбалтывается. Ее замену следует производить, как только вы заметите, что появились несоответствия между зубцами звездочки и основной длиной звена. Поскольку при таких условиях очень быстро начинает изнашиваться кассета и система. Кроме того износ цепи можно определить и при помощи линейки, для этого следует измерить длину всех сегментов цепи. Если длина всех 24 сегментов равна 304.8 мм, то цепь еще новая, при данных в 306,4 мм цепь будет в норме, но если она больше этого размера, то это означает, что она сильно изношенна.
При замене цепи, необходимо учесть, что первое время с ней будут проблемы, как бывают проблемы и при вождении, но это будит происходить всего лишь первое время, потом система приработается. А если вы заметили, что весь привод сильно износился, то необходимо произвести замену всех ее частей, т.е. цепи, системы и кассеты.
obzorvelo.ru
Износ цепи: что это такое, как с ним бороться и чем чреваты его последствия? Как определить насколько изношена цепь вашего велосипеда и что делать, чтобы продлить ей жизнь? Обо всем по порядку.
Как любая другая движущаяся деталь, цепь со временем изнашивается и приходит в негодность. Это выражается в растяжении цепи вдоль ее длины и расшатывании ее звеньев. Так ли опасен износ цепи? Да, и в определенных условиях он может доставить очень много проблем. Буквально во время прошлой покатушки у товарища лопнула цепь. Хорошо, что произошло это в городе и до ближайшего магазина было 20 минут пешком. Если бы она лопнула в походе.. Я думаю, вы и сами понимаете, что поход на этом может закончится, если вы не взяли с собой запаску.
Если не соблюдать режим обслуживания цепи, можно получить целый букет проблем. Когда цепь изнашивается, то она начинает понемногу «убивать» трансмиссию велосипеда (идет износ кассеты и звезд, стачиваются зубья), в некоторых случаях возможен разрыв цепи. В итоге придется потратится на замену изношенных деталей, а трансмиссия стоит недешево. Если вы сами не готовы браться за замену и настройку трансмиссии, то работа мастера тоже влетит в копеечку.
Для начала, нужно снять цепь с велосипеда. Положите ее на ровную поверхность и приготовьте штангенциркуль. Устанавливаем на нем 119 мм, просовываем его в цепь внутренними губками и развигаем их до упора. Смотрим результат. От 119,7 до 120,6 мм – нормальный износ, замена цепи не требуется От 120,6 до 120,9 мм – требуется замена цепи Более 120,9 мм – надо менять и цепь, и трансмиссию
Предположим, ваша цепь пока не требует замены, и вы интересуетесь как по максимуму продлить ей жизнь? Для начала спросим себя: что влияет на износ цепи? Основных причин две: 1) Перекос цепи в трансмиссии;
2) Воздействие окружающей среды: влага, грязь, пыль, инородные предметы.
Первая проблема решается элементарно: нужно купить синглспид 🙂 Второй избежать невозможно, но бороться с воздействием окружающей среды на цепь можно и нужно! В первую очередь регулярно проводите чистку трансмиссии и смазывайте цепь. Мы расскажем как это делается быстро и качественно.
Нет смысла чистить цепь непосредственно на велосипеде. Смазка на поверхности цепи, смешиваясь с пылью и грязью, со временем превращается в абразив, потихоньку съедающий цепь. Даже используя специальную машинку для чистки цепи, вы не сможете его полностью вымыть из звеньев, так что воспользуемся дедовским, но очень действенным способом.
Для того, чтобы проводить адекватное обслуживание цепи, вам понадобится установить на нее замок. Замок цепи — размыкаемое звено, которое позволяет вам быстро снимать и устанавливать цепь на велосипед.
Таким незамысловатым образом, без покупки дополнительных приспособлений и специальных патентованных препаратов, вы получите цепь, готовую к использованию.
Не выливайте оставшуюся после промывки цепи отработку растворителя в канализацию!
Есть несколько стратегий, которые помогут вам сделать это наиболее эффективно:
1) Система трех цепей. Один из самых распространенных способов, работающий за счет того, что детали трансмиссии изнашиваются медленнее цепи. Покупается сразу 3 цепи и меняются через определенные промежутки, обычно это 500-1000 км пробега. Так цепи меняются по кругу, пока они все не будут изношены полностью.
2) Простой стособ: периодически заменять цепь на новую, то есть примерно раз в 1500-2000 километров.
Тем же, кто катает до тех пор, пока цепь не будет убита полностью, я могу сказать, что это самый неразумный подход даже в том случае, если вы купили ашанбайк за бутылку пива и мешок картошки.
С вами была команда OutdoorTime,
держите нос по ветру, а цепь в чистоте!
outdoortime.info