Как накачать вилку велосипеда


Подбор велосипедного насоса высокого давления

Насос высокого давления нужен, чтобы накачивать воздушные амортизаторы велосипеда. Он применяется как для вилок, так и для задней подвески. Это важный аксессуар для спортсменов, велотуристов и экстремалов. С ним вы сможете всегда настроить жесткость своей подвески под конкретную трассу.

Отличия от обычного насоса

Хотя насос высокого давления выполняет ту же функцию, что и обычный, его конструкция несколько отличается:

  • Небольшой объем воздушной камеры – такой насос закачивает гораздо меньшие объемы воздуха, чем обычный.
  • Прочный металлический корпус – необходим для работы с высоким давлением.
  • Качественный манометр – для максимально точного накачивания амортизаторов.
  • Специальный клапан с резьбой – чтобы не спустить накачанный воздух при отсоединении от ниппеля.
  • Возможность контролируемого спуска воздуха – кнопка, с помощью которой можно выпустить часть воздуха из камеры, чтобы добиться оптимального давления.

При всех внешних сходствах, это два совершенно разных устройства, предназначенные для выполнения различных задач.

Почему нельзя использовать обычный ручной насос?

Если внимательно присмотреться, можно заметить, что ниппель на воздушных амортизаторах точно такой же, как на камерах для велосипедных колес. Это ниппель Шредера. Он же используется и в автомобилях, и в мотоциклах. Следовательно, вы сможете подсоединить свой насос к вилке велосипеда.

Но накачать амортизатор у вас не получится. В лучшем случае, вы просто не сможете ничего сделать. В худшем – стравите из вилки весь оставшийся воздух. Кататься с полностью спущенной вилкой будет уже нельзя – вы ее тут же сломаете. Это произойдет потому, что клапан обычного насоса не рассчитан на работу с таким давлением, и может пропускать через себя воздух.

К тому же, клапан далеко не каждого насоса сможет достать до вилочного ниппеля. Часто клапаны на ручных и ножных насосах оснащаются рычажком, с помощью которого можно легко подсоединять и отсоединять клапан. В вилках ниппель может быть немного «утоплен» в корпус, и тогда рычаг будет мешать.

Но это отнюдь не значит, что насос высокого давления универсален, и его можно использовать для чего угодно. Теоретически, вы, конечно, сможете накачать им колесо своего велосипеда. Но на это может уйти 10-15 минут – воздушная камера закачивает воздух очень маленькими порциями. Все-таки объем камеры у колеса (особенно на велосипедах для фрирайда или даунхила) значительно больше, чем у амортизатора.

Особых различий в конструкции велосипедных насосов высокого давления нет. Все они очень похожи и применяются для аналогичных целей. Однако есть 3 особенности, которые определяют, какая модель необходима именно вам.

Максимальное давление

Устройство велосипедной вилки

Разные вилки работают с разным давлением. Негативная и позитивная камеры накачиваются неодинаково. Наконец, задние воздушные амортизаторы требуют гораздо большего давления, чем вилки. Важно выбрать насос, которым будет удобно работать в необходимом для вас диапазоне.

Здесь играет роль не только тип вилки, но и вес велосипедиста, стиль его езды, предпочтения и тип трассы. Чем больше вы весите, тем большее давление необходимо накачивать в амортизаторах. Для комфортной езды по пересеченной местности на больших скоростях (даунхил) нужно давление немного меньшее, чем для экстремальных прыжков с большой высоты или дертов.

Именно поэтому так важно всегда возить насос для вилки с собой. Если вы приехали на трассу и увидели большое количество сложных участков с камнями и корнями деревьев, амортизатору следует немного спустить. Если же трасса более ровная и скоростная, повышение жесткости вилки будет вам на руку.

Тип ниппеля

Не на всех велосипедных вилках используются ниппель Шредера. Некоторые производители, например, Marzocchi или Rock Shox, могут оборудовать свои вилки ниппелями нестандартного типа. В этом случае важно выбирать насос с соответствующим клапаном или (оптимальный вариант) комплектом различных переходников.

Шкала манометра

Предположим, для оптимальной езды на трассе вам необходимо накачать вилку до 90 psi. Это будет гораздо удобнее сделать с помощью манометра, шкала которого размечена до 100 psi. Манометр на 300 psi такую точно обеспечить уже не сможет. Поэтому, выбирая насос, стоит обращать внимание и на такие «мелочи». Ведь чем точнее настроена вилка, тем качественнее она будет работать.

Накачивание амортизаторов

Давление воздуха в позитивной камере вилки влияет на ее жесткость. Чем оно больше, тем большие усилия потребуются, чтобы вилка отрабатывала неровности. С другой стороны, слишком маленькое давление увеличит риск пробить вилку при больших нагрузках и сильно усложнит езду в гору.

На дорогих моделях присутствует также негативная камера, которая накачивается отдельно. Она позволяет еще лучше регулировать работу амортизатора – настроить его поведение отдельно для больших и маленьких нагрузок. Важно помнить, что давление в позитивной камере должно быть больше, чем в негативной. В противном случае ваша вилка будет работать некорректно.

velofans.ru

Настройка кантрийной воздушной вилки

В подавляющем большинстве кросс-кантрийных вилок используется воздушная пружина, в основном из-за их преимущества в весе по сравнению с пружинно/масляными версиями. Как и в настройке даунхильной подвески, существуют разные подходы к тому, как лучше всего настроить подвеску для кросс-кантри. Ключевыми моментами здесь является эффективность наряду с нужными характеристиками.

Время работы: Около часа 

Деньги: Ничего

Инструменты:

1. Насос для вилки 

2. Рулетка

3. Хомут

4. Инструкция к вилке (не показана)

Сэг (проседание)

Для жесткой кросс-кантрийной езды по гладким трассам тебе в качестве сэга должно хватить 20-25% от рабочего хода вилки. Довольно часто вилка может не использовать полный заявленный ход, особенно это касается воздушек. Проверь реальный ход при помощи хомута, установленного на ноге вилки, уменьши давление воздуха и сжимай вилку до тех пор, пока она не «пробьётся». Затем накачай вилку вновь и измерь расстояние от пыльника вилки до этого колечка.

Давление воздуха

То, насколько тверда или мягка твоя вилка, напрямую зависит от давления воздуха в ней. Чтобы сделать её жёстче для кросс-кантрийных гонок, просто подкачай воздух. В идеале твоя вилка должна за поездку срабатывать на полный ход два или три раза. Если она пробивается чаще, то вилка слишком мягкая. Если она чувствуется резкой, значит слишком жёсткая. Более тяжёлым райдерам обычно требуется более высокое давление и больше демпфирования сжатия, чем их тощим товарищам. Также для вкручивания по укатанной трассе давление потребуется больше, а для трассы с повторяющимися маленькими и средними ухабами — меньше.

Чувство пружины

Работа пружины считается линейной, если у пружины постоянная жёсткость, и она не становится жёстче (или резко блокируется) ближе к концу своего хода. Это может проявляться, когда вилка легко срабатывает на полный ход или ныряет при торможении. Линейность работы подходит для гладких, предсказуемых трасс. Работа пружины считается прогрессивной, если пружина становится жёстче при сжатии на всём протяжении доступного хода, и обычно это подходит для более агрессивных трасс и стилей езды.

Умные платформы/пороги срабатывания

Всё это придумано для ослабления эффектов, которые оказывает райдер на подвеску, особенно при педалировании, но при этом сохраняется возможность «сглатывания» ударов. Для эффективной кросс-кантрийной езды все эти ухищрения особенно полезны на длинных подъёмах и на гладких, быстрых трассах. На рынке существует многообразие платформ и систем с пороговым срабатыванием. Самые широко известные системы умных платформ: Manitou SPV (SPV — сокращение от англ. — клапан стабильной платформы). Пороговая система от RockShox известна под именем Motion Control, подробнее о ней смотри здесь.

Отскок

Отскок контролирует скорость, с которой твоя вилка разжимается после сжатия от удара. Когда отскок быстрый, вилка чувствуется чересчур пружинистой, как «Кузнечик» для прыжков. Если у тебя слишком медленный отскок, вилка не сможет достаточно быстро разжаться на весь ход между ударами, и её ход постепенно станет короче (ещё это называется забиванием вилки).

Более быстрые отскоки позволяют вилке быстрее приходить в себя или разжиматься между ударами на быстрых, ухабистых трассах. Однако неожиданный сильный удар может выбить тебя из седла. Некоторым нравится медленный отскок — езда немного жёстче, но большие удары проглатываются.

Компрессия

Компрессия контролирует скорость, с которой твоя вилка сжимается или реагирует на удар. Когда у тебя слишком мало демпфирования компрессии, твоя вилка легко срабатывает на весь ход, например, при жёстком торможении.

Перебор с демпфированием компрессии, и твоя вилка будет ощущаться жёсткой и не будет срабатывать на весь ход при больших, частых ударах (ещё это называют заклиниванием). Самые лучшие системы демпфирования обладают двухступенчатой или даже трёхступенчатой регулировкой демпфирования. Двухступенчатая система раздельно контролирует высоко- и низкоскоростные удары.

Настройка сэга — давление воздуха

Аккуратно катись на байке и жёстко надави на переднюю часть. Также небольшой прыжок может дать достаточно силы, чтобы вилка сработала на полный ход. Если ты не можешь этого добиться, то, возможно, твоя вилка слишком жёсткая, и тебе, вероятно, потребуется уменьшить давление воздуха. Если ты можешь легко её пробить, то увеличение давления воздуха решит эту проблему.

Настройка отскока — регулировочные головки

На большинстве современных вилок есть легко доступная регулировка отскока. Большинство производителей предпочитают её размещать внизу правой «штанины» вилки, у RockShox крутилка красного цвета, а у Manitou — синего. У Fox регулятор отскока (красный) находится наверху правой ноги. Для более быстрого отскока демпфирование выставляем меньше (поворот против часовой стрелки), а для более медленного отскока — большее (поворот по часовой стрелке).

Надави на вилку всем своим весом и дай ей разжаться. Если ты можешь высоко оторвать переднее колесо от земли до того, как вилка разожмётся, то у неё слишком большое демпфирование отскока (слишком медленное). Если ты чувствуешь, что вилка пытается оттолкнуть тебя, и ты не можешь оторвать колесо от пола, отскок слишком быстрый. Экспериментируй с установками между этими крайностями до тех пор, пока не найдёшь золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным отскоком.

Компрессия

У большинства современных кросс-кантрийных вилок регулятор компрессии расположен наверху правой ноги. Вновь, как и с регулировкой отскока, уменьшение компрессии производится поворотом регулятора против часовой стрелки, увеличение — поворотом по часовой стрелке.

Поворот регулировки компрессии по часовой уменьшит движение вилки при педалировании или торможении, хотя слишком большое демпфирование компрессии может вызвать заклинивание вилки. Единственный способ протестировать гидравлический контур, отвечающий за высокоскоростную компрессию — это гонять по хорошо известной трассе и регулировать настройку медленно и пошагово. Вероятно, ты найдёшь свою идеальную настройку в паре щелчков или в полобороте от среднего положения.

Платформенные системы

Системы платформенного демпфирования, такие, как Manitou SPV, тоже устанавливаются под индивидуальные предпочтения. При помощи вилочного насоса увеличь давление в камере SPV до 150 psi (10,3 атмосферы). Обычно эта система лучше глотает удары при установке значения низкого давления около 40 psi (2,8 атмосферы). Однако, если тебе нравится, чтобы твоя вилка была очень жёсткой и глотала только большие выбоины и камни, то подкачивай до тех пор, пока не добьёшься нужной жёсткой настройки.

Порог срабатывания

Порог срабатывания на вилке RockShox Revelation регулируется золотистой крутилкой на верхней крышке. Сначала тебе потребуется включить платформу на вилке поворотом синего регулятора в положение замка. Теперь ты можешь регулировать клапан «gate» или порог системы Motion Control. Идеалом является настройка, при которой вилка не реагирует на силы райдера, но при этом всё ещё может глотать сильные удары.

Советы механика:

Прочти инструкцию к вилке. В ней должна быть информация о жёсткости пружин и значении давления для твоего веса. 

Вымой свой байк — тебе будет намного удобнее работать с ним.

Не спеши и изменяй за один раз только одну регулировку.

Посмотри работу каждой регулировки в крайних положениях.

Записывай, какие регулировки ты менял, и какое давление использовал. Когда измеряешь длину амортера, меряй от центра самой высокой проушины до центра нижней.

Не превышай максимальных давлений или накачивания амортера меньше нижнего порога, а то ты его сломаешь.

Когда будешь выполнять указания этой статьи, начинай сверху и выполняй в том порядке, как они написаны. Если ты не сделаешь этого, Ктулху придет и заберёт тебя...

© Mountain Bike №6(24) 2007

drevodelatel.ru

Как снять вилку велосипеда и ее настройка

Предназначение передней вилки априори одно. Передняя вилка смягчает дорожные ухабины, малейшие недочёты асфальта, скачки при прыжках. Фиксированных вилок советских и современных шоссейных велосипедов, естественно, это не касается.

При выборе вилки не стоит экономить на ёё цене, поскольку столь важная деталь определяет качество катания. Важно учитывать наличие амортизации, настройки должны быть гибкими. Соблюдение подобных параметров весьма положительно сказываются на дальнейшем катании. Так, жёсткую пружинную вилку следует приобрести для передвижения по городу. А вот кратковременное путешествие по лесному массиву предполагает фатальное завершение для этой механики.

Из чего состоит вилка велосипеда

Символически вилка состоит из четырёх блоков:

  1. Амортизатора – детали, на которую производится основная нагрузка вследствие смягчения при возможных препятствиях. Амортизаторы переходят из пружины в одной точке модели до герметичной камеры в иной части.
  2. Демпфера – амортизации незначительных ухабистостей, предполагающих скорую обработку.
  3. Корпуса, несущего основную нагрузку касательно рулевой трубы, тех же шатунов, соединителя (коронку) рулевой трубы с шатунами, нижней амортизационной секции шатунов (работа ног), гориллы (место соединения ног).
  4. Фурнитуры – переключателей с параметрами относительно короны, ног, комплекта крепящих элементов для колёсной оси с тормозами, пыльников с манжетами для обеспечения защиты механизмам.

Описанная структура может несколько меняться в нестандартной сборке вилки. Так, передние вилки перевёрнутой конструкции отличаются направлением шатунов непосредственно вниз. Подобная конструкция предполагает амортизацию большего количества мелких ухабин, увеличивая в то же время на обслуживание и, соответственно, вес. Рассматриваемый механизм подвергается довольно быстрому загрязнению.

Типизация вилок велосипеда

Вилки велосипеда классифицируются по типу на фиксированный и амортизационный. Поскольку фиксированные вариации не требуют особых задач, рассматриваться будут непосредственно амортизационные вилки.

Пружинного типа

Этот вариант относится к базовому уровню и используется преимущественно в дешёвых веломоделях. В продаже занимает второстепенное значение. Зачастую выступают в роли запчастей при ремонте. Поскольку их конструкция не способна выполнять назначение демпфера, пропускаются все мелкие ухабины.

В качестве основы этой вилки выступает обыкновенная пружина внутри шатуна. Подобная конструкция уязвима к попаданию грязи при эксплуатации. Обслуживание пружинной вилки ограничено – меняется лишь сама пружина. Настройка пружинной вилки недоступна, возможна только блокировка. Пружинный вариант подходит для начального уровня либо используется как дешёвая альтернатива при недостатке денежных средств.

Пружинно-эластомерного типа

Механика идентична предыдущему типу, только пружину заменяет полимерный стержень, функционирующий как демпфер. Качество стержня зависит от материала, из которого изготавливается сама деталь. Амортизационное действие незначительно заменяется демпферной функцией. Полимерный стержень способен обеспечить относительно низкую степень от эксплуатации вилки.

Совет. Не следует пользоваться вилками пружинного и эластомерного типов. Их уязвимость обуславливается неустойчивостью к деградации функций при низкой температуре.

Воздушного типа

Воздушная амортизационная вилка объединяет в себе демократичную стоимость и адекватное обслуживание. Сжатый, накачанный насосом, воздух в герметичной камере выступает одновременно в роли амортизатора и хорошего демпфера. Воздушная амортизация обеспечивает комфортную езду на велосипеде и соответствует многим дорогим конструкциям. Тем не менее для горного байка следует отдать предпочтение механизм повышенной прочности.

К недостаткам воздушного типа относится его подготовка и срок службы. Настроить вилку можно при условии давления в камере. Узкая камера требует частого накачивания. Механизм отличается непродолжительным сроком службы, тем более при агрессивных катаниях.

Масляно-воздушного типа

Амортизационные функции и демпфер несколько разобщаются между масляным картриджем и воздушной камерой. Назначение пружины симметрично предыдущему типу. Главную роль здесь играет масляный блок. Выбор учитывается в соответствии со строением картриджа и маркой масла.

Подобная конструкция идеально сочетается с кросс-кантри и постоянным катанием. При условии больших нагрузок по горному склону зачастую пасует. Служит несколько меньше, чем пружинные механизмы.

Масляно-пружинного типа

Всеобще признан безупречным вариантом, где объединяется масляный картридж со стальной пружиной. Масляно-пружинные вилки устанавливаются преимущественно на спортивные байки. Учитывая разную себестоимость, масляно-пружинный тип допускается заменить на масляно-воздушную конструкцию.

По сравнению с воздушными вилками, настройки пружинного типа более низкие. Но сама пружина здесь высокого качества, благодаря чему даже при условии предполагаемой жёсткости механизм имеет весьма продолжительный срок службы.

Инновационные технологии принесли лучшее спортивное сочетание – масло и пружинная амортизация. Более совершенной комбинации в велосипедной индустрии нет.

Параметры настроек

На количество настроек напрямую влияют два фактора: тип и производитель. Поскольку всеобщих критериев настроек не предусмотрено, смотрим таблицу.

LockOut Preload Compression & Rebound Extension control
Для блокировки хода Определение предварительной нагрузки Параметры скорости сжатия и настройка возврата Определение длины хода
Обычно блокировка предусмотрена на каждой вилке. Переключателем пользуются преимущественно при эксплуатации велосипеда. Функцией не злоупотребляют из-за возможности получения серьёзного удара по рукам при наскоке даже незначительной кочки. В противном случае высока вероятность поломки переключателя. Зачастую настройка предварительной нагрузки производится с помощью внешнего переключателя. В отдельных моделях просто меняется пружина. Корректная настройка обеспечивает хорошую амортизацию – оптимальную жёсткость пружины. Новая пружина в спортивном байке регулируется степенью жёсткости, которая помечена цветом. Подобная регулировка касается преимущественно вилки повышенного уровня. Двустороннее положение переключателя (возле ног) обеспечивает возможность регулировки скорости возврата и оказывает сжатию сопротивление. Регулируют преимущественно возврат. При прыжках и для даунхиллов требуется умеренный возврат. Катание предполагает более быстрый для сохранения сцепления. Аналог расширенного варианта блокировки. Так, для сглаживания ухабин 100 мм уровень подходит при интенсивной езде в 150 мм. Злоупотребление этими переключателями чревато аналогичными последствиями блокировки. Активная нагрузка может повлечь за собой поломку переключателя. Вид настройки предполагают лишь единичные модели.

Обслуживание вилки

Обслуживание вилки предполагает соблюдение трёх этапов:

Съём передней вилки

Процесс несложный, достаточно понимать виды крепления:

  1. Крепление без резьбы. Стандартная технология, поддерживаемая всеми производителями. За счёт верхнего подшипника держится рулевой вынос, который закрепляет якорь (расширяющуюся трубку). Якорь, в свою очередь, размещается в рулевой трубе вилки и привинчивается в двух местах. Чтобы снять саму вилку, нужно просто отвинтить эти болты.
  2. Резьбовое крепление. Способ применялся ещё с давних времён на детских механизмах. Зажим верхнего подшипника производится гайкой, конусом, шайбой с усиком и контргайкой. Очень легко снимается, при этом фиксируется намного сложнее. При условии работы под большой нагрузкой в скором времени образуется люфт.

Чистка механизма

Адекватная эксплуатация велосипеда заключается в соблюдении чистоты всех пыльников, кожухов, поверхностей труб. Грязная изоляция влечёт за собой различные повреждения, вследствие чего засоряется и портится сам внутренний механизм.

Важно! При содержании масла в механизме чистить его следует осторожно, чтобы жирное вещество не попало на поверхность. Заметные масляные подтёки приводят к скорому ремонту. Замасленный механизм при дальнейшей эксплуатации может частично или полностью выйти из строя.

Замена масла и пружины, наполнение воздухом

Масло нужно менять:

  • каждый сезон;
  • с учётом стиля катания;
  • при любом ремонте;
  • если производится много настроек.

Фирменное масло – в приоритете. Предпочтение лучше отдать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.

Активное катание, различные трюки, экстремальные гонки на даунхиллах способствуют снижению пружинных свойств. При необходимости замены следует учитывать тип конструкции. Пружина меняется строго по инструкции, прилагаемой производителем. Собрать переднюю вилку сложнее, чем разобрать.

Недостаток воздуха в масляно-воздушных и воздушных вилках пополняется не так часто, как в камерах. Процесс накачивания несложный и состоит из контроля давления и последовательности действий.

sportotip.ru


Смотрите также

SashaMoto.ru

Обзоры мото и вело-техники, полезные статьи о ремонте и эксплуатации

На главную